Древняя мудрость: “Кто владеет водой, правит миром” в 21 веке обрела особенный смысл: экологическая ситуация на планете стремительно ухудшается, чистая вода и воздух в большом дефиците. И если воздух еще не продают, то бизнес на воде уже реален.
То, что еще 10-15 лет назад выглядело футуристическим “ужастиком” для сегодняшних городов-”миллионников”— привычные будни: бутилированную воду охотно покупают и спрос на продукт растет.
В статье рассмотрим: особенности бизнеса на воде, перечень требуемых документов, финансовые затраты и пр.
Специфика бизнеса связанного с водой
О том, что воду из крана пить нельзя, знают и дети, и печальная ситуация с экологией в ближайшем будущем вряд ли изменится к лучшему.
Но для бизнеса кризис в мегаполисах — позитивная ситуация: граждане вынуждены устанавливать очистные системы или покупать бутилированную воду. Спрос растет в среднем на 15% ежегодно, соответственно предприниматели активно вкладывает средства в добычу “стратегического” продукта.
Региональные лидеры по производству питьевой воды в России:
- Карачаево-Черкессия;
- Ставрополье;
- Новосибирская, Липецкая, Московская обл.
Производители из данных регионов контролируют до 40% российского рынка бутилированной воды, тем не менее отвоевать место “под солнцем” можно, главное — создать конкурентоспособный продукт.
Организация предприятия
Фундаментальный вопрос для бизнеса на воде: из какого источника получать продукт? Это:
- скважина;
- родник;
- городской водопровод.
От правильного выбора направления зависит многое: стоимость проекта, количество документов, сложность технологических задач и прочее.
Решив проблему “откуда” брать и сопутствующие этому вопросы, переходите к оформлению документов.
Главный контролер “по воде”, очистке и розливу, в РФ — санэпидемстанция (СЭС), с представителями которой придется общаться часто. И можете не сомневаться, при малейших нарушениях технологического режима предприятие остановят до полного устранения проблемы.
Техническая задача для получения разрешений — взять и сдать пробы воды из источника в СЭС и получить результаты лабораторных исследований.
Если анализы соответствуют нормам ГОСТа, приступайте к решению следующих вопросов:
- Выбору формы предпринимательской деятельности: ООО, ИП.
- Подаче обращения в ФНС.
- Выбору типа налогообложения. По умолчанию, выбирают УСН.
- Получению ОКВЭД. Для реализации питьевой воды — это 11.07 “Производство безалкогольных напитков”.
Далее — поиск помещения для производственных нужд. Здесь вариантов немного: покупать или арендовать недвижимость. В результате у предпринимателя должно быть свидетельство о праве собственности или договор аренды.
Оптимальная площадь для фасовки питьевой воды — 50-70 кв.м. Этого достаточно, чтобы разместить оборудование. Также желательно, чтобы цех располагался в черте города — это сократит транспортные расходы и упростит логистику.
Если решили добывать воду из скважины, ищите «бурильщиков», компанию специализирующуюся на добыче воды, и заключайте договор о сотрудничестве. При подключении к городскому водоканалу придётся похлопотать, добиться решения о выделении предприятию отдельной линии.
Кроме разрешительных документов от СЭС получите письменное «добро» от пожарной инспекции.
Приблизительные финансовые затраты:
- регистрация бизнеса — 150 долларов;
- анализ воды — 150 долларов;
- аренда — 1500 долларов;
- скважина или отдельный канал от городского водопровода — от 1500 долларов.
Итог: 3300 долларов, и это без расходов на очистные установки, обеззараживание, озонирование, проверки и пр.
Готовый продукт обязан соответствовать требованиям ГОСТА РФ. Нарушителей норм и предписаний ожидают штрафы и даже полная остановка производства.
Персонал
Итак, разрешения получены, оборудование установлено, можно нанимать рабочих. Поскольку линия розлива воды автоматизирована, для обслуживания потребуется 2 неквалифицированных работника. Как правило, поставщики проводят бесплатное обучение персонала после монтажа оборудования.
Планируемый график работы — 2 смены, поэтому требуется 4 человека плюс:
- менеджер по продажам;
- бухгалтер (можно дистанционно);
- водитель;
- руководитель.
Итог: рабочий персонал — 8 человек.
Финансовая составляющая
Рассмотрим условный финансовый план предприятия.
Затраты:
- аренда помещения — 4600 долларов;
- оборудование — 6000 долларов;
- скважина и разрешения — 7700 долларов;
- зарплата — 23000 долларов за год;
- маркетинг — 1500 долларов;
- непредвиденные расходы — 3000 долларов.
Для запуска и бесперебойной работы производства в течение 1 года потребуется 46000 долларов, безусловно, сумма приблизительная и при создании бизнес-плана потребуется перерасчет расходов.
Как показывает практика, при активной и грамотно организованной реализации продукции и логистике средний доход за месяц — 3800, а за год — 46000 долларов. То есть окупаемость предприятия по розливу бутилированной воды около года. Если недвижимость куплена, цех выйдет “в ноль” через 2-2,5 года.
Итог: Перспективы развития “бизнеса на воде” очевидны: ухудшающаяся не по дням, а по часам экология обеспечит спрос на продолжительное время, поэтому дело за правильной организацией процесса, продуманным маркетингом и логистикой. Также при составлении бизнес-плана по добыче питьевой воды учтите особенности рынка, так как в отдельных регионах РФ уровень конкуренции достаточно высок.